Одной из предпосылок необходимости создания балинтовских групп специалистов помогающих профессий (психологов, врачей, социальных работников, педагогов) является анализ их профессионального самочувствия, заключающийся в получении нового опыта и квалифицированной обратной связи от коллег в неясных или трудных случаях практики.
Основной задачей в балинтовской группе является исследование взаимодействия пациент (клиент) – специалист. Это позволяет замечать тонкие реакции пациента и терапевта, до этого казавшиеся незамеченными или неважными, но которые, благодаря группе, оказываются обнаруженными.
Это важно для понимания специалистом своих реакций на пациента, понимания процессов, происходящих в терапии, повышения ее эффективности, так как пациент, зачастую, переносит на терапевта определенные отношения, привычно используемые им при взаимодействии со значимыми лицами из своего окружения.
Разворачивающийся в группе процесс отражения отношений между пациентом и специалистом позволяет референту (докладчику случая) лучше понять пациента, найти подход к решению сложных ситуаций.
В кругу коллег специалисты помогающих профессий имеют возможность предъявить возникающие в практике проблемы, благодаря работе группе увидеть неосознаваемые процессы в отношениях, лучше понять свои стремления и чувства по отношению к пациенту.